у кого
Выдающиеся умственные способности.
Имеется в виду, что лицо (Х) обладает блестящим интеллектом, широким кругозором, глубокими познаниями разного характера. Говорится с одобрением. реч. стандарт. ✦ У Х-а ума палата.
неизм.
В роли именной части сказ. Возможно в контексте противопоставления: а ума - палата.
Порядок слов-компонентов фиксир.
- Ума у тебя, сватья, - палата! Давай, время не ждёт, действуй сама. М. Бубеннов, Белая берёза."Может и гений быть [жених], ума палата, как у этой - у Кюри, но - зачем?!" Р. Солнцев, Имя твоё единственное.
"Не скажешь, что у него ума палата, никак не скажешь, а с хитринкой, с какой-то простоватой хитринкой..." М. Шолохов, Поднятая целина.
Люди-то липнут к тем, кто сильней да сноровистей. А я не сноровистая и некрасивая, и ума не палата - куда мне до Короткова. В. Тендряков, Чрезвычайное.
Говорят, скоро сто лет стукнет. В такие годы многие из ума выживают, а эта - наоборот. Из себя хилая, в чём душа держится, а ума - палата и год от году всё мудрее. Г. Марков, Сибирь.
-----------------------------------УМА ПАЛАТА
кто
Чрезвычайно умён.
Имеется в виду, что лицо (Х) обладает выдающимися умственными способностями, обширными познаниями, блестяще образован. ✦ Х - ума палата.
- Александр Ильич, хоть он и ума палата, и учён, и энергичен, без такой жены, как вы, не был бы тем, что он есть. П. Боборыкин, Поумнел.
Самый интересный - трюмный машинист Снырёв. Ума палата, умеет найти выход из любого положения. А. Крон, Из балтийских дневников.
- Я, надо признаться, не ума палата, интеллектом не блещу. (Реч.)
культурологический комментарий:
Палата (устар.) - "большое богатое здание, помещение". (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1981. С. 432.) "В палатах происходили обычно всевозможные совещания, бояре в них "думали государеву думу"". (Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник. СПб., 2001. С. 585.)
Образ фразеол. восходит к сложившемуся в архетипических, т. е. древнейших, формах осознания мира противопоставлению "большой - маленький", а также к представлению об открытом - закрытом пространстве.
В образе фразеол. компонент ума соотносится с антропным, т. е. собственно человеческим, кодом культуры как с обозначением интеллектуальных действий и состояний человека. Компонент палата соотносится с вещным кодом культуры, а также с пространственным кодом.
Образ фразеол. создаётся совокупностью вещной и пространственной метафор и метонимией, при которой ум (способность мыслить) отождествляется с телесной частью человека - с мозгом, серым веществом. Обладание таким веществом в большом объёме осознаётся как несомненная ценность. Смысл объёма и ценности отображён в образе палаты - большого и богатого украшенного помещения, хранилища драгоценностей.
Вещная метафора ума, имеющая количественные параметры и ценностные характеристики, послужила образной основой для создания многих фразеол.; ср. набираться ума, растерять последний ум, ума не купишь, пропить последний ум и др. ср. в фольклоре: Голова с лукошко, а ума ни крошки; Один ум - с которым мать родила, а второй - от ученья. см. также в древнерусских текстах: Велико есть богатство человеку ум; Луче сбирати ум, негли богатство лукаво; Наделяет сам Господь Бог умом, разумом, здоровьем, всякой Божьей благодатью.
Ироническое отношение к очень умным, но непрактичным, несуразным в своих поступках людям выражается с помощью антитезы: от большого ума сделать глупость; С большого ума как сглупа; Умный-то он умный, да большой дурак.
Ироническое переосмысление отражено в контекстных противопоставлениях: Ума палата, да не почата; Ума палата, да разума маловато; Ума палата, да спина горбата; Ума палата, но палата номер шесть и т. п.
фразеол. в целом служит эталоном, т. е. мерой, чьего-л. блестящего интеллекта, чьих-л. обширных познаний.
автор:
М. Л. Ковшова